Парусная лодка такелаж

Устройство парусной яхты

Артикул 897494FD
2 042 Р 46 3448 Р

Количество —

Гик — горизонтальное рангоутное дерево, к которому крепится нижняя шкаторина грота. Этим термином обозначают части рангоута. Конец гика, упирающийся в мачту, называется пяткой , противоположный конец — ноком. Пятка гика имеет оковку, которая входит в вертлюг boom swivel , позволяющий гику поворачиваться вправо-влево и вверх-вниз. Краспицы spreaders — служат для расчалки вант и представляют собой поперечные перекладины на мачте. С рангоутом более или менее разобрались, теперь переходим к такелажу. Такелаж rig — все снасти на судне, служащие для укрепления рангоута и управления парусами, а также грузоподъёмных работ. Такелаж делится на стоячий и бегучий. Рангоут и стоячий такелаж. Главной частью рангоута является мачта. Мачты, как и другие части рангоута, могут быть сплошного сечения и пустотелые. При равной прочности пустотелый рангоут значительно легче сплошного и поэтому предпочтительнее. На современных яхтах широко распространен металлический рангоут из легких сплавов; на больших яхтах встречается и стальной.

парусная лодка такелаж

Металлический рангоут легче деревянного, не меняет веса при изменениях влажности, не гниет. Верхний конец мачты называется топом, нижний — шпором. Шпор мачты проходит в пяртнерс и опирается в степс — деревянную или металлическую подушку, укрепленную на киле яхты.

парусная лодка такелаж

Чтобы мачта не болталась в пяртнерсе, ее расклинивают деревянными клиньями, а чтобы в щели не протекала вода, покрывают пяртнерс чехлом в виде рукава — брюканцем, который охватывает мачту верхним обрезом, а нижним плотно надевается на оковку, окружающую пяртнерс. На многих современных крейсерско-гоночных яхтах степс мачты устанавливают прямо на палубе. Благодаря этому мачта не занимает места в каюте, а поскольку она не опирается на киль, то обшивка в районе степса не испытывает повышенной нагрузки. В результате деревянная яхта меньше течет. Мачта бывает и складной, то есть может быть положена вокруг оси, закрепленной в пасынках. Пасынки либо проходят сквозь пяртнерс и своим шпором упираются в степс как и обычная мачта , либо крепятся прямо на палубе. Иногда их называют стандерсами. Складные мачты очень удобны для речных и озерных плавании, когда приходится часто проходить под низкими мостами, проводами и другими препятствиями. Убрать и поставить снова такую мачту для хороших матросов дело 10— 15 минут даже на яхте парусностью 40— 60м2. Самое толстое место у мачты находится примерно на середине высоты переднего треугольника. Металлические мачты при вооружении с топовым стакселем делают просто цилиндрическими. Стоячий такелаж состоит из вант, Поддерживающих мачту от изгиба к бортам, штагов, поддерживающих ее от изгиба назад, и бакштагов, поддерживающих от изгиба вперед. На бермудских мачтах верхние концы стоячего такелажа крепят к оковкам особой формы, охватывающим мачту и закрепленным на ней болтами или шурупами. На гафельной яхте верхние концы частей стоячего такелажа надеваются на мачту заделанными на них петлями — огонами. Огоны опираются на чиксы — деревянные или металлические заплечики, предохраняющие их от сползания. Если на яхте две пары вант, то верхние называют топ-вантами, а нижние— основными. Чтобы увеличить угол между мачтой и вантой, топ-ванты часто распирают краспицами рис. Дальше вниз по порядку расположены: Сколько бы ни было пар вант, самые нижние, идущие прямо на палубу, без краспиц, называют основными. Топ-ванты всегда проводят в плоскости мачты, а основные — слегка к корме. Когда основных вант две пары, одну из них проводят несколько впереди мачты. Если краспиц больше одной пары, их называют верхние, средние, нижние; если больше трех пар, — по номерам, начиная снизу первые краспицы, вторые, третьи и т.

На гоночных швертботах часто обходятся одной парой вант, проведенных позади мачты и распираемых краспицами так, чтобы они прогибали мачту вперед. Таким образом, при усилении ветра уплощается грот. На бермудских мачтах часто делают ромбо-ванты, они идут на мачту с самого топа через верхние краспицы. Штаг, идущий от вершины переднего парусного треугольника и поддерживающий стаксель, называют основным, а если нет других, то просто штагом. У яхт с бермудским вооружением топ мачты в большинстве случаев поддерживается еще одним или двумя ахтер-штагами, идущими на корму судна рис.

парусная лодка такелаж

Бакштаги идут на палубу судна к бортам от того места на мачте, где крепится основной штаг. Крепят бакштаги таким образом, чтобы их можно было отдавать и выбирать при смене галса. Для этого нижние концы бакштагов снабжаются талями или ползунами, которые перемещаются по закрепленным на палубе рельсам или туго натянутым стальным тросам — шпрюйтам. На современных яхтах широкое распространение получили быстродействующие рычажные натяжки, или лебедки, облегчающие работу команды и ускоряющие отдачу и закладывание бакштагов см. Такими натяжками иногда снабжают и задние основные ванты — тогда подветренная ванта ослабляется и не режет грот. Если бакштагов две пары, то те, что проведены выше стаксель-штага, называют фордунами; а бакштаги, проведенные ниже основных, — нижними. На многих современных гоночных яхтах стоячий такелаж не столько поддерживает мачту от изгиба, сколько ограничивает этот изгиб. Речь идет о так называемом гибком рангоуте, стоячий такелаж которого проводится и регулируется так, чтобы мачта имела возможность прогнуться под действием ветра. Незначительная осадка даёт возможность охотникам и рыболовам использовать швертбот на мелководье, а небольшой вес позволяет перевозить его на автомобильном багажнике. Даже один человек легко выносит такое судно на берег или спускает на воду. Хороша эта лодочка и для спортивных занятий с детьми. Его осадка со швертом не более 0,5 м, вес без экипажа — около 20 кг Вооружён он парусом площадью 3,5 м2. Главные достоинства этой лодочки — крайняя простота и низкая стоимость постройки. Её собирают из предварительно заготовленных элементов: Заготовка основных элементов для сборки корпуса самодельной лодки под парусом. Постройку швертбота начинают с раскроя фанерных листов. На фанерном листе в натуральную величину вычерчивают заготовки бортов, а затем точно по разметке их вырезают. Так же вырезают и днище. При этом нужно оставлять небольшой припуск, следя за тем, чтобы линия разметки оставалась на детали. Этот припуск понадобится при обработке корпуса после сборки. Мотолодки, катера, яхты Мотолодки, катера, яхты. Обзор моделей лодок, катеров, яхт Описания гребных, парусных, моторных лодок, катеров и яхт.

Проекты лодок для самостоятельной постройки Чертежи и проекты катеров, лодок, яхт. Тюнинг мотолодок Тюнинг, доработка серийных лодок. Лодочные моторы Отечественные и зарубежные лодочные моторы. Надувные лодки Обзор моделей, ремонт, хранение, обслуживание. Рыбалка Все о рыбалке, рыбаках и рыбах. Его роль выполняют нитки самой парусины. Для этого в горизонтальных швах, соединяющих отдельные полотнища паруса, делают очень небольшие серповидные закладки, стягивающие заднюю треть паруса. Величину и форму закладок определяют опытным путем при пошиве паруса. Высокие узкие гроты выгодней делать с горбами по задним шкаторинам. В этом случае на лавсановых парусах тоже делают серповидные закладки как описано для стакселей. Если все же желательно подкрепить ткань булинем, то кармашки для булиней пришивают не вдоль шкаторины, а по самому полотнищу паруса с прогибом в сторону мачты, что хорошо видно на рис. Повышению фактической жесткости треугольных гротов способствует изготовление их с горбами по задним шкаторинам. Здесь используется то, что усилие натяжения задней шкаторины направлено не вдоль самой задней шкаторины, а по прямой, соединяющей фаловый и шкотовый углы паруса. Его верхняя часть все же отваливается под ветер и работает на пониженных углах атаки, но это даже полезно, так как потеря подъемной силы в верхней оконечности паруса компенсируется уменьшением его индуктивного сопротивления. Чтобы исключить быстрое заполаскивание верхней части грота при потравливании шкота, ее подкрепляют довольно жесткой сквозной латой, иногда таких лат делают несколько. По этому принципу сделаны бермудские гроты гоночных яхт. Уменьшение фактического угла скручивания средней части бермудского грота из-за наличия горба по задней шкаторине. Туго натянутая задняя часть грота или булинь стремятся поднять гик вверх. Препятствует этому оттяжка гика. По закону рычага она нагружена силой в несколько раз большей, чем задняя шкаторина, поэтому ее выполняют в виде мощной тали или жесткого элемента штанги с несколькими фиксированными положениями для регулировки наклона гика. Оттяжка гика работает тем эффективней и тем меньше нагружает гик и мачту, чем больше расстояние по вертикали между вертлюгом гика и точкой крепления оттяжки к мачте. Существует еще один эффективный способ повышения жесткости парусов — уменьшение длины задней шкаторины при заданной площади паруса.

При этом длина задней шкаторины существенно уменьшается, а на гротах нижняя шкаторина паруса работает как эффективная оттяжка гика. На гафельном парусе Е. Использование полубалансирности парусов У полубалансирных парусов часть их площади находится с наветренной стороны мачты или другой вертикальной оси их вращения. Поэтому одна часть паруса стремится закрутить парус в одну сторону, а другая — в другую. В результате этого суммарный момент, скручивающий парус винтом, существенно уменьшается. Так как жесткость паруса на полных курсах так же важна, как и на острых, то полубалансирные паруса являются основным типом вспомогательных парусов для байдарок и других легких лодок. С увеличением жесткости парусов растет их эффективность и повышается безопасность плаваний, но повышение жесткости паруса ведет к увеличению веса парусного вооружения. Поэтому надо придерживаться разумного принципа — жесткость каждого конкретного паруса должна быть достаточной лишь для ветра такой силы, на которую он рассчитан. Например, при слабых ветрах сохраняют форму крыла и хорошо работают все паруса, в том числе и большие стаксели на слабо набитых штагах. Следовательно, вспомогательные стаксели, которые используют только при слабых ветрах, незачем делать особо жесткими. При усилении ветра их просто убирают. Всепогодные гроты, которые несут в любой ветер и даже при шквалах, делают максимально жесткими, ибо в подобных условиях степень жесткости гротов определяет безопасность плавания. Поскольку такому стакселю не нужна высокая жесткость, он сделан облегченным, мягкой конструкции, без увеличения продольной жесткости корпуса и прочности мачты, то есть без увеличения их веса и сложности конструкции. На практике степень жесткости конкретного паруса определяют опытным путем. Для этого судно вытаскивают на берег, устанавливают парус под рабочими углами атаки и визуально оценивают степень искажения его формы при ветрах разной силы. Жесткость парусов, имеющих автономно работающие силовые рамы, можно заранее определить еще в процессе их изготовления. Для этого сметанный парус ставят на рангоут, располагают его горизонтально и, двигая гик и мачту вверх-вниз с разной скоростью, имитируют действие на парус ветра разной силы, в том числе и сильного.

парусная лодка такелаж

Смотрят — как искажается форма паруса под нагрузкой. Разборные туристские суда вооружают: На двухмачтовой шхуне передний парус называется фоком, задний — гротом. Типы вооружений разборных парусных судов. Его преимущества по сравнению с другими вооружениями — простота конструкции и малое количество снастей, высокая эффективность при всех ветрах и на всех курсах, хорошая управляемость. Недостатки — большие размеры и вес рангоута, высокое положение центра парусности и большой кренящий момент, возможность уменьшать площадь парусности только за счет рифления грота. При усилении ветра используют способность гротов повышенной жесткости работать на малых углах атаки с пониженной тягой. Шквалы при таком вооружении пропускают, ставя грот почти во флюгерное положение. Судно надо успеть привести к ветру еще до того, как оно опрокинется или сломается. Отсюда и обязательное требование — суда с вооружением кэт должны обладать высокой поворотливостью см. При стойком усилении ветра, особенно попутного, грот обязательно рифят. На самых легких и простых судах. Здесь ценно малое время сборки и настройки парусного вооружения, малое количество снастей и приспособлений для их проводки, возможность эффективно управлять судном в одиночку. На быстроходных спортивно-прогулочных судах. Один грот постоянно нести под оптимальным углом атаки проще, чем два паруса, а если ветер сильный, то на одном парусе проще поддерживать безопасную, но максимально допустимую для данного судна тягу. На судах начинающих парусников.

Мачты, рангоут и такелаж

Имея лишь один парус и получая ничем не искаженную информацию о результатах действия единственной управляющей снастью — шкотом, рулевые-новички, ориентируясь по ходу и крену яхты, начинают быстро разбираться в работе паруса, его оптимальных углах атаки, наивыгоднейших углах лавировки и т. По сравнению с кэтом при вооружении шлюп мачта получается более короткой, центр парусности расположен ниже, но требуется значительная прочность и жесткость корпуса в продольном направлении, чтобы выдерживать значительное натяжение штага. При усилении ветра заметно снижается общее аэродинамическое качество вооружения из-за ухудшения формы относительно мягкого стакселя и вредного взаимовлияния парусов — стаксель завихряет и отклоняет в корму поток воздуха, обтекающий грот. Поэтому при равных площади парусности и качества парусов яхты с вооружением шлюп идут менее круто к ветру, чем с вооружением кэт, и менее быстро. При усилении ветра стаксель можно менять на штормовой и рифить грот — то есть при вооружении шлюп имеются более широкие возможности изменения площади парусности, чем при вооружении кэт. Однако, если неожиданный шквал с кормы застанет яхту с вооружением шлюп, идущую под полными парусами, от экипажа требуется достаточное умение, чтобы не потерять мачту или не опрокинуться.

  • Рыбалка на реке дуки
  • Писцово ивановская область рыбалка
  • Крючки рыболовные томск
  • Приманки шейкеры
  • На судах с относительно большой парусностью, когда их остойчивость не позволяет устанавливать один большой грот. При умеренно скрученном винтом бермудском гроте стаксель, сильно отклоняя в корму стекающий с него поток воздуха, позволяет нижней, самой широкой части скрученного бермудского грота работать уже не на закритических, как при вооружении кэт, а на вполне допустимых углах атаки. В результате общее аэродинамическое качество вооружения возрастает. Поэтому бермудский грот всегда стремятся дополнить стакселем. Вооружение так и называется — бермудский шлюп. На яхтах, где для достижения приемлемой парусной центровки приходится смещать вперед центр парусности. Как правило, это короткие суда, где по условиям рациональной компоновки кокпита шверт приходится располагать очень близко к мачте, например, большинство швертботов. Если яхту вооружить одним достаточно жестким гротом умеренной площади, она станет безопасной, способной уверенно ходить при сильных ветрах, а при зарифленном гроте выдерживать и самые сильные ветра, которые могут встретиться в туристских походах. Но в слабые ветра такая яхта будет тихоходной. Это противоречие удается разрешить, если в слабые ветра при вооружении кэт поднимать в помощь гроту большой дополнительный передний парус — вспомогательный стаксель. В отличие от другого, тоже дополнительного паруса — спинакера, вспомогательный стаксель хорошо работает не только на полных курсах, но и на лавировке. Площадь грота при этом берут действительно умеренной — лишь бы яхта под ним удовлетворительно лавировала в средний ветер. О прибавке тяги, которую дает вспомогательный стаксель в слабый ветер можно судить по рис. При этом яхта остается безопасной, ибо при слабых ветрах ее прочности и остойчивости хватает с избытком, чтобы нести такое вооружение.

    парусная лодка такелаж

    Уборка и постановка стакселя осуществляется на ходу и очень быстро. Наглядным сигналом к тому, что стаксель пора убирать, служит заметное искажение его формы при усилении ветра. Это вооружение, соединяющее преимущества кэта и шлюпа, применяется на самых разных туристских судах, когда нужны надежность, высокая средняя скорость и относительно малый вес вооружения. Поэтому, при вооружения кэт со вспомогательным стакселем, высокие требования предъявляются к управляемости самой яхты. На байдарках и длинных многокорпусниках, увеличивая площадь пера руля и относя его на большое расстояние от мачты, легко удается получить нужную управляемость. Труднее этого добиться на коротких швертботах и надувных лодках. С точки зрения аэродинамики двухмачтовые и многопарусные вооружения невыгодны — их паруса работают в ветровой тени друг друга. Однако, на длинных байдарках и многокорпусниках двухмачтовые вооружения вполне себя оправдывают. В качестве примера рассмотрим тримаран М. Глана на основе байдарки рис. Грот-мачта стоит в самом конце кокпита, а фок-мачта — в самом начале, т. Чем меньше парус, тем проще сделать его совершенным. Мачты свободностоящие, вставляются в специальные стаканы, закрепленные на усиленных шпангоутах в оконечностях кокпита. Корпус не имеет дополнительного усиления, но не скручивается винтом при энергичном откренивании судна экипажем, ибо матрос и рулевой откренивают каждый свой небольшой парус и просто не возникает значительного момента, скручивающего байдарку. При усилении ветра на острых курсах используют высокую жесткость парусов и возможность ставить их на шквалах во флюгерное положение, а при сильных попутных ветрах грот опускают и идут под одним фоком. При двухмачтовом вооружении с двумя далеко разнесенными по длине яхты парусами появляется возможность добиться управляемости и даже самонастраиваемости яхты при движении разными курсами без помощи руля. Когда в походе по Каспийскому морю хлесткие волны все же снесли руль другой байдарки с таким же вооружением на морские условия байдарки не рассчитаны! На регатах хорошо себя показал воронежский катамаран с двумя подобными парусами, но гораздо большей площади и разнесенными не по длине, а по ширине судна. Из других многопарусных вооружений можно отметить катамараны с большим количеством стакселей, сделанные по типу знаменитых катамаранов братьев Эглайсов.

    Однако, что хорошо для одних судов и для одних условий плавания, то не всегда подходит для других. Целесообразность такого вооружения на легких разборных яхтах, имеющих недостаточно жесткие корпуса, сомнительна. Несмотря на обилие парусины, в гонках эти катамараны ходили плохо, так как уже в средние ветра начинали сказываться малая жесткость и плохая управляемость стакселей. Проходить мимо этих катамаранов на дистанции гонок было просто опасно из-за невозможности предугадать, куда в следующий момент устремится судно, часть парусов которого тянет в одну сторону, другая — в другую, а остальные громко полощут по ветру. Экипаж при этом полностью поглощен ловлей, выбиранием и закреплением многочисленных шкотов. Этот пример еще раз доказывает, что для малых яхт с немногочисленным и не очень квалифицированным экипажем качество парусов и простота управления ими гораздо важнее их суммарной площади. На разборных судах было опробовано большинство известных типов гротов, в том числе и экзотических. Этой публикацией мы открываем серию статей о такелаже и его типах, проблемах изготовления и установки, а также поделимся опытом настройки мачт, накопленным ведущими яхтсменами. Постараемся представить вашему вниманию материал, который может оказать практическую пользу.

    Джефф Тогхилл - Яхтинг: Полное руководство

    Первая статья посвящена некоторым аспектам работы со стоячим такелажем крейсерской или крейсерско гоночной яхты. Для изготовления стоячего такелажа современной яхты применяются жесткие тросы из нержавеющей стали трех основных конструктивных типов: Гафели фока и грота поднимаются вручную, через системы блоков. Отсутствие ликпазов на мачтах исключает многие проблемы при постановке и уборке грота и фока, характерные для бермудских парусов. В то же время применение новых материалов — относительно легких гафелей из алюминиевых труб, парусов из дакрона — придают этому типу вооружения новые полезные качества. В результате таких нововведений современная гафельная шхуна лавируется значительно лучше своего традиционного аналога. Яхта легко балансируется парусами. Основную парусность шхуна несет постоянно, до наступления условий, близких к штормовым. При умеренном ветре ставят дополнительные паруса. В бейдевинд поднимают все возможные паруса: По мере того, как погода свежеет, убирают последовательно фишерман, потом топсель, оставляя только основные паруса. Время убирать кливер наступает обычно, когда грот уже зарифлен на пару полок. Кстати, гафельная шхуна устойчиво лежит в дрейфе. Для этого достаточно в процессе поворота оверштаг оставить носовые паруса с наветренной стороны и слегка положить руль на ветер. Проблемы обслуживания гафельного вооружения традиционны и хорошо известны. Разобраться в этом хитросплетении без математики очень сложно. Математики завязали все возможные узлы с количеством пересечений до девяти включительно, поместили их в таблицу и пронумеровали см. Узлов с малым количеством пересечений немного: Но понятие математического узла не совпадает с понятием морского узла. Так, у математических узлов нет концов, они соединены встык, то есть закольцованы. Кроме того, математические узлы, изотопически сводимые к одной и той же плоской диаграмме, считаются эквивалентными. Для морских узлов концы необходимы, а изотопически эквивалентные узлы оказываются разными морскими. Так юферсный узел рис. Узлы для связывания двух веревок в математике называются зацеплением двух компонент. Теория их пока еще очень далека от практического применения. Большинство узлов для связывания двух веревок симметричны в том смысле, что в затянутом узле все изгибы одной веревки в точности или зеркально повторяются на второй. Если рассматривать только симметричные варианты преобразования узлов, область исследования существенно сузится. Анализ большого числа описанных морских узлов выявил целый ряд интересных закономерностей. Некоторые узлы для связывания двух веревок далее СдВ могут быть получены из стопорных узлов путем рассечения их в центральной точке и последующего встречного протаскивания образовавшихся ходовых концов через центр оставшейся структуры. Большинство узлов СдВ могут быть разделены на две части: Базовая часть существующего узла может быть упрощена заменой типов зацепления в ее плоской диаграмме и использована для создания на этой основе новых узлов.

    Элементарное симметричное преобразование назовем процедурой и формализуем. В качестве отправной точки может быть выбран любой узел, для простоты возьмем всем известный прямой узел рис. Процедуру превращения прямого узла в разносторонний шкотовый рис. Она заключается в извлечении одного из ходовых концов из петли и последующей укладке его под собственный коренной конец скрестно ему. Результирующий узел называется разносторонним или разносторонним шкотовым, потому что в нем ходовые концы расположены по разные стороны от продольной оси. Перекрещивание является несимметричной процедурой, она порождает несимметричный узел. Существует вторая процедура перекрещивания, приводящая результирующий узел к состоянию симметрии, назовем ее перекрещивание-2; процедуру, содержащую сразу оба перекрещивания, назовем двойным перекрещиванием или просто 2-перекрещивание. С этим вопросом необходимо тщательно разобраться, так как травяной узел — это рабочий морской узел. Он рекомендуется в частности для связывания ремней и лент. Он вообще не держит нагрузки. Немного позже я расскажу, как можно с пользой применить это свойство тещиного узла. Чем же эти узлы отличаются? В травяном узле ходовой конец одной стороной касается собственного коренного, а другой прижат ко второму ходовому и только на выходе из узла касается чужого коренного конца. В тещином узле наоборот ходовой конец сначала касается чужого коренного конца, затем второго ходового, и только на выходе из узла касается собственного коренного конца. На практике для получения травяного узла ходовые концы следует укладывать скрестно коренным и параллельно друг другу рис. При малейшей нагрузке такая конструкция однозначно трансформируется в травяной узел. При укладке ходовых концов скрестно с зацеплением рис. Укладка с параллельным расположением всех четырех концов рис. Мачта — это вертикально стоящая конструкция на судне, которая обеспечивает парус формой, стабильностью и гибкостью. Гик — это устройство, служащие для растягивания нижней части шкаторина косых парусов на яхте. Представлено оно в виде горизонтального ронгаутного дерева и может быть закреплено по отношению к мачте, как подвижно так и не подвижным образом.