Культы животных в Древнем Египте

Легенды о кошках греческие

Верховный греческий бог Зевс очень любил женщин и не пропускал ни одной юбки. Одной из его избранниц стала царица Алкмена, которая родила богу сына — Геракла. Однако Геракл рождался целых семь дней, потому что Гера заставила богиню-повитуху Люцину задержать роды Алкмены. Ревнивая супруга Зевса хотела, чтобы первым в династии Персея родился кузен Геракла, так трон бы достался не божественному бастарду. Но одна из служанок Алкмены, рыжая Галанфида сказала Люцине, что сын Зевса уже родился несмотря на все ее старания не допустить этого. Богиня повелась и дала разрешиться Алкмене от бремени уже по-настоящему. В отместку разгневанная Гера превратила Галанфиду в кошку и сослала в преисподнюю, чтобы та жила в одиночестве. Но котики милы, и над бывшей служанкой сжалилась Геката, покровительница ведьм, знахарок и перекрестков, так кошка и приобщилась к колдовству. э

Была у греков и еще одна богиня-кошка — Айлурос (Эйлурос), так они называли египетскую Баст, только отождествляли ее с Луной, а, следовательно, считали ночным воплощением Артемиды. В одном из мифов Артемида даже превращается в кошку, чтобы сбежать от титана Тифона. Имя же богини Эйлурос дало название боязни кошек — эйлурофобии.

Легенды о кошках японские

Японцы многих животных наделяли магическими способностями, не избежала этой участи и кошка — она стала оборотнем бакэнэко. Бакэнэко может стать любая кошка любая кошка, если выполнит одно из следующих условий: будет весить 1 кан (3,75 кг), будет обладать длинным хвостом или доживет до 13 лет. Причем, у длиннохвостых котов хвост раздваивался, и они превращались в «раздвоенных кошек» — нэкомата, особый отдельный вид бакэнэко. Согласно легендам, кошки-оборотни могли съесть хозяина и принять его обличье или оживить мертвого, перепрыгнув через него. А еще бакэнэко были способны создавать призрачные огненные шары и ходить на двух лапах. Чаще всего, в кошек вселяются духи погибших женщин, которые хотят отмстить своим мужьям. Наверное, поэтому в стране восходящего солнца появились японские бобтейлы — коты изящного телосложения, с короткими хвостами, почти не способные стать бакэнэко.

Но есть в Японии и счастливый кот — манэки-нэко. Традиционная манэки-нэко — это статуэтка белой кошки с рыжими и черными пятнами или без них, которая держит одну или две лапы поднятыми в призывном жесте (призывает деньги, клиентов, удачу). Иногда в опущенной лапе талисмана лежит золотая монетка в 10 миллионов рё, еще чаще его украшают нагрудником, аналогичным нагруднику Будды-Дзидзо — покровителя детей и путешественников. Есть три версии появления манэки-нэко. В первой кошка стала зазывать гостей в заброшенный монастырь, и благодаря ей монастырь снова расцвел; во второй — кошка спасла от змеи высококвалифицированную проститутку; в третьей явилась во сне нищей хозяйке, которая ее выгнала, и посоветовала лепить кошечек из глины, чем обеспечила старушке безбедную старость. А монетку манэки-нэко взяла из легенды про котика, который украл у своего хозяина-богач две золотых денюжки для его больного соседа-бедняка, который кормил кота рыбой.

Еще одно японское поверье гласит, что белая кошка с пятном на спине — это переселившаяся душа человека, потому что такие пятна похожи на кимоно.

Легенды о кошках тайские

Согласно поверьям тайцев, в кошек вселялись души умерших, поэтому их хоронили в склепах вместе с хозевами, но так, чтобы животные могли выбраться. По этой же причине кошки частенько присутствовали на коронациях королей Сиама и церемониях погребения буддийских учителей.

Тайские и сиамские кошки часто имеют узелки на хвосте, сейчас это считается племенным браком, вызванным близкородственным скрещиванием, но раньше таких кошек называли «королевскими». Дело в том, что существует легенда о царских дочках, которые нанизывали на хвосты любимых питомцев свои кольца во время купания. Чтобы кольца эти не падали, кошки и «отрастили» узелки.

В Таиланде было известно около 20 пород кошек, про них даже была написана книга стихов, а потому легенды здесь слагались не только о всем известных сиамах и тайцах, но и о других — например, о коратах. Кораты в регионе, откуда они родом, регулярно участвуют в ритуалах по привлечению дождя и считаются хорошим подарком на свадьбу, поскольку способствуют плодородию.

Легенды о кошках кельтские

Кот Ши, что встречается в шотландских и ирландских легендах, — это крупный черный зверь с белым пятном на груди. По-видимому, мифы о нем появились благодаря келласским кошкам — полумифическим гибридам местных лесных котов и домашних кошек, завезенных на римскими легионерами. Кот Ши — не злой и не добрый. Он может воровать души покойников, пока их не похоронили, а может благословить дом, где его покормили молочком в Самайн. По другой версии, Кот Ши — это ведьма-оборотень, она может лишь 8 раз скинуть обличие животного. Если обернется кошкой в 9ый, то примет этот образ навсегда. Наверное, поэтому мы и считаем, что у кошки 9 жизней.

Еще один мифический ирландский кот — Ирусан, король-котов. Ирусан однажды покусился на известного менестреля, но святой Киаран бросил в кота раскаленный прут, убил его и спас поэта.

Валлийские триады сохранили рассказы о Шапалу или Коте Палуге — страшном звере, который своими непомерными когтями наводил ужас на поселения и опустошал посевы. Этого кота родила свинья Хенвен, которая испугавшись его зла, выкинула отпрыска в море. Но Палуг выжил, потому что его подобрали и выходили крестьяне, которых он сожрал, когда вырос. Победить страшного кота смог только сэр Кей — один из рыцарей Круглого стола.

Жила в Уэльсе и богиня Каридвен, богиня перерождения, трансформации и вдохновения. Каридвен служили — они передавали на землю ее приказы.

У англичан, среди которых так много моряков и рыбаков, бытовала легенда о морской кошке. Ей обязательно нужно было кинуть часть улова, чтобы она не разозлилась и не вызвала шторм. Морская кошка — ведьма, которая однажды отправилась на лодке вместе со своим женихом-рыбаком. Один из матросов предложил выкинуть ее за борт, поскольку женщина на корабле не к добру. Ведьма разозлилась, накликала шторм, разметавший все корабли и погубивший всех рыбаков, а потом все же прыгнула в море, но уже сама и в образе кошки.

Легенды о кошках скандинавские

Согласно скандинавским эддам, кошки — спутницы богини Фрейи, второй по старшинству и красоте богини Асгарда. Красавица Фрейя, предводительница валькирий, покровительница фей и эльфов, любила разъезжать по небу в колеснице, запряженной двумя котами. Коты эти походили на рысей — большие, мохнатые и с кисточками на ушах. Видимо, их потомками и стали норвежские лесные кошки — национальное достояние Норвегии.

В Исландии в XIX веке появилась особая легенда о страшном Йольском коте. Это огромный кот, который живет у людоедки, похищающей ленивых детей. Йольский кот орудует во время святок (Йоля), поедая любого, кто не успел обзавестись шерстяной обновкой к этому времени. Легенду придумали родители, чтобы дети активнее им помогали в работе с овцами и их шерстью — основным источником дохода исландцев.

Мифология

Отец её — Солнце; мать — Хатхор-Луна. Богиня небес Нут — её сестра, а Хонсу — брат.

Атрибут Баст — музыкальный инструмент систр. Часто богиню изображали в виде женщины с головой кошки, держащей в руках систр, а у её ног располагались четыре котёнка. Так олицетворялась египтянами богиня плодородия. Сын Баст — Махес.

Традиционно связывается с солнцем, плодородием и благополучными родами у женщин. Баст имеет два воплощения — женщина с кошачьей головой (добрая сущность) и львиной (агрессивная).

К концу Древнего царства в некоторых случаях Баст отождествлялась с Сехмет и Тефнут, в Новом царстве — с Мут и Хатхор. Бастет (греч. Бубастис) отождествлялась греками с Артемидой (реже — с Афродитой).

Легенды о кошках египетские

Сегодня доподлинно известно, что кошек приручили не в Египте, а немного восточнее — на территории Плодородного полумесяца (от Месопотамии до Анатолии). Но только в стране пирамид эти милейшие звери обрели столь впечатляющую популярность. Конечно, главным кошачьим божеством в Египте была Баст, покровительница женщин и домашнего очага. Кроме того, Баст отвечала за плодородие и родовспоможение, поскольку кошки всегда славились плодовитостью и развитым материнским инстинктом.

Также у бога Ра был кот, который помогал ему в борьбе с змеем-Апопом, поэтому кошка в Египте была связана с солнцем, а ее глаза, подстраивающиеся под свет, часто служили солнечными часами.

Культ

Богиню плодородия египтяне возвели в ранг общенационального божества. Хозяева даже сбривали брови в память об умершей кошке, а случайно переехавшего кошку возницу толпа насмерть забрасывала камнями. И даже фараоны совершали жертвоприношение в храме Бастет.

Расцвет её почитания начинается со времени (с X века до н. э.), хотя известны и более древние упоминания храма богини (начиная как минимум с Аменемхета I в XX века до н. э.), также исследователи не исключают, что поклонение самой Бастет зародилось в городе ранее II тысячелетия до н. э.

Центр культа Баст, расцвет которого относится к XXII династии (Бубастидов) X—VIII веках до н. э. — город Бубастис. Верховный жрец богини Бастет носил титул Ур-суну — «Великий врачеванием».

Геродот описал святилище Баст следующими словами:

В Бубастисе существовал также некрополь мумифицированных кошек, посвящённых Баст (найден в 1887—1889 годах египтологом Э. Навиллем). Также немецкие археологи подтвердили наличие здесь кремационных печей для кошек.

Фестиваль Баст

Геродот рассказывает о популярном среди прочих фестивале в честь богини-кошки Баст, когда люди плывут по реке, играют на систрах и флейтах, хлопают в ладоши и поют:

Хотя приведённая Геродотом цифра в 700 тысяч празднующих явно преувеличена, вероятно, празднество было значительным не только для жителей города, но и для посещающих его паломников со всего Древнего Египта.

Легенды о кошках китайские

В Китае водились свои дикие коты, и похоже их там одомашнили чуть ли не раньше, чем в Древнем Египте. А потому китайцы разделяли домашнюю кошку Мао и лесную кошку Ли.

Слово «мао» состоит из трех иероглифов, которые означают поле, трава и монстр, что справедливо, ибо кошка защищала рисовые поля от мышей и была для них настоящим монстром. А еще «мао» созвучно китайскому слову «восемьдесят», поэтому кошки нередко красуются на поздравительных открытках. По одной из легенд Мао купил колдун Миау-Куау, который мог воскрешать мертвых и лечить людей, так кошка стала его спутницей. Также китайцы, как и египтяне, определяли время по кошачьим глазам.

Ли же была связана с богиней Ли Шоу. Когда боги создали землю, Ли Шоу вызвалась присмотреть за их творением. Однако ей больше хотелось спать под вишней или играть с лепестками цветов, нежели следить за происходящим. Тогда Ли Шоу отказалась и от должности, и от умения говорить, и предложила назначить главным — человека. Однако человек не понимал богов, поэтому Ли Шоу стала связным между ним и творцами.

Существовала в Китае и богиня кошек Ифан Чжэнь, предводительница легиона котов. Однако кроме этих данных про нее известно только то, что она со своим легионом сражалась за одну из древнекитайских династий.

Кошки в повседневной жизни

Изображение кота в гробнице . Зал № 61 в

Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

или
miw miw

Длительное время именно Египет считался местом дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «» и на кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких , они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — ), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на , кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как ). Наконец, охотясь на (обычно ), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

. Погребальный обряд кошки (1886).

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек (ок. 484 — ок

425 до н. э.). «Отец истории» писал в своей :

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным». Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой , установленной жрецами.

Саркофаг кошки Та-миу ().

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона , египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый , не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в . Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю  — города, построенного во времена XII и XIII династий .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: