Петербургский сфинкс

Типы кожного покрова код

крем-пойнт

Браш — котёнок покрыт шерстью: короткой или длинной, жёсткой, извитой полностью или частично. Взрослое животное или остаётся таким же, или на спине и шее появляются участки частичного облысения.

Браш-пойнт — практически не отличается от браша; котёнок может иметь более короткую шерсть на спине и голове, хвост опушён. Взрослое животное имеет густую шерсть только на морде, лапах и, возможно, хвосте, то есть на «пойнтах». Корпус оголяется полностью или покрыт тонким флоком (см. ниже).

Велюр — котёнок имеет короткую или длинную мягкую шерсть на всем корпусе, чем похож на флока, более длинную и густую на лапах и хвосте. Взрослое животное может иметь коротенькую остаточную шерсть на лапах и морде, может раздеться практически полностью, оставшись в «носочках» или «гольфиках», крайне редко раздевается полностью, но такие случаи не исключение. Жёсткая шерсть «сходит» труднее, чем мягкая.

Флок — котёнок, как правило, не имеет бровей и усов, или коротенькие пеньки усов. Шерсть не длиннее 2 мм по всему корпусу; на вид котёнок как бы и не имеет её, на ощупь он шелковистый, похожий на бархат. Такого котёнка невозможно перепутать с эпилированным (что бывает у недобросовестных заводчиков, пытающихся таким образом поднять цену котёнку).

Бесшёрстный (голый) — котёнок совершенно без шерсти, на пойнтах может быть остаточная флоковая шёрстка («пыль»). Кожный покров покрыт специфическими выделениями, из-за чего кожа на ощупь кажется как бы резиновой.

Прямошёрстная вариетта — при отсутствии гена бесшёрстности обладает внешними свойствами своих родственников — сиамской кошки и ориентальной кошки. Котёнок имеет обычную шерсть, сохраняющуюся с возрастом, и прямые усы. Однако характером и некоторыми другими особенностями сфинкса этот тип обладает. Имеет характерный восточный тип, короткую, прилегающую к телу шерсть и вариации окрасов, характерные для сиамо-ориентальной группы кошек.

Существует ещё множество переходных типов шерсти, порой бывает трудно угадать, каким станет котёнок во взрослом состоянии.

Питерболды, как и ориентальные и сиамские кошки, относятся к единой породной группе — восточные кошки. Они имеют похожие стандарты и отличаются в основном только наличием шерсти.

История создания породы код

Питерболд, кошка лилового табби окраса

Порода питерболд была получена в 1994 году в Санкт-Петербурге в результате экспериментальной вязки донского сфинкса Афиногена Мифа и ориентальной кошки, чемпионки мира Радмы фон Ягерхоф. Порода была создана известным российским фелинологом Ольгой Мироновой при участии Татьяны Комаровой — владелицы Афиногена Мифа. Из первых двух помётов были получены четыре котёнка-питерболда: Мандарин из Мурино, Мускат из Мурино, Неженка из Мурино и Ноктюрн из Мурино. Эти четыре питерболда являются основоположниками породы.

В 1996 году порода была признана Селекционной фелинологической федерацией (СФФ), был принят стандарт породы с присвоением аббревиатуры PBD. В 1997 году породу признала The International Cat Association (TICA) и присвоила породе аббревиатуру PD, а в 2003 году порода была признана в World Cat Federation (WCF) с аббревиатурой PBD. Прочие возможные обозначения породы: PBD, PTB, PD и PSX.

В настоящее время порода развивается в сторону экстремального ориентального и сиамского типа: длинная мордочка, большие, разведённые в стороны уши, плоские скулы и элегантное тело на высоких ногах. Именно поэтому все существующие стандарты породы разрешают питерболдам вязки с ориенталами и сиамами, а также с их полудлинношёрстными вариациями (балинезами и яванезами).

Сколько сфинксов в Санкт-Петербурге

Попробуем их сосчитать.

  • Самые древние сфинксы на Университетской набережной .
  • Самыми первыми были выполнены два Строгановских сфинкса из розового мрамора. В 1796 году они были установлены на даче Строганова, а затем в 1908 году перенесены во двор Строгановского дворца на Невский проспект, 17. У фигур женские лица, а их голову обвивает платок с ниспадающими на плечи концами. Корона, головной платок или священное ожерелье на голове сфинкса – это символы власти .
  • В конце 18 века появились сфинксы у пристани на Свердловской набережной напротив бывшей дачи Безбородко, дом №40, но затем они исчезли. Воссоздали их в конце 1950-х годов из серого гранита по образцам скульптур у Строгановского дворца. Возможно, что автор этой пары животных – тот же, что у дворца Строганова .
  • С северной стороны Пулковской горы на Киевском шоссе находится фонтан, созданный в 1809 году по проекту архитектора Тома де Томона, по четырем углам которого расположены четыре сфинкса.
  • В 1826 году на Египетском мосту установлены четыре чугунных сфинкса работы скульптора П.П. Соколова. В 1905 году случилась трагедия — когда по мосту проходил эскадрон гвардейской кавалерии, он рухнул. Причиной катастрофы явились раскачка моста и не вполне прочная его конструкция. Хотя сфинксы и охраняют Египетский мост, назвать этих животных египетскими нельзя, поскольку египетские сфинксы высекали с мужскими лицами, а эти скульптуры с женскими лицами похожи на греческие изваяния .
  • Такие же сфинксы украшают пристань у Каменноостровского моста на набережной Малой Невки. Две скульптуры были изготовлены как пробные для Египетского моста и потом их бросили во дворе обычного дома. Но в 1971 году их нашли и украсили ими пристань на набережной Малой Невки у дома №11. Но на этом испытания животных не закончились – во время наводнения в декабре 1975 года они буквально погрузились в воду, а позже над ними не раз надругались вандалы и даже у одного из них оторвали корону. После реставрации в 2005 году скульптуры располагались у здания Мостотреста, за счет которого и восстановили скульптуры. У ворот на Индустриальном проспекте у дома №42 они были в полной безопасности и Мостострой не хотел расставаться со своими подшефными животными. В 2010 году мифических животных все же возвратили на Малую Невку. Их уникальность в том, что это единственные сохранившиеся пробники великого зодчего Павла Соколова. В 2011 году им исполнилось 185 лет .
  • В 1826 году самые оригинальные сфинксы были установлены во дворе Горного института на 21-й линии Васильевского острова, дом №2. Среди зелени Вы увидите две небольшие скульптуры черного цвета с женскими благородными и выразительными лицами работы скульптора Александра Постникова .
  • В 1995 году на набережной Робеспьера напротив тюрьмы Кресты в память жертвам политических репрессий были установлены сфинксы работы скульптора Михаила Шемякина. Две бронзовые скульптуры расположены на гранитных постаментах так, что к жилым домам они обращены обычным профилем, а в сторону тюрьмы – изъеденным черепом. На пьедестале можно прочитать строки из произведений Владимира Высоцкого и Марины Цветаевой, Александра Солженицына и других авторов. Утверждают, что эти мифические животные помогают несправедливо осужденным быстрей вернуться домой.

Из всех мифических существ древние сфинксы на Университетской набережной в Санкт-Петербурге имеют наибольшую историческую ценность, ведь их возраст около 35 веков (14 веков до нашей эры и 20 столетий в наше время) и они по праву считаются символами Северной столицы.

Сфинксы в Санкт-Петербурге на Университетской набережной

Два года скульптуры пробыли во дворе Академии художеств, а к этому времени на Неве напротив здания Академии по проекту Константина Тона была построена гранитная пристань. Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта. Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния. Отбитые бородки у скульптур – это еще древнеегипетские повреждения.

На постаментах высекли надпись «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезён в град Святого Петра в 1832 году». На статуях видно множество иероглифов, которые в 1912 году перевел египтолог, а впоследствии академик Василий Васильевич Струве. Эти надписи представляют собой полное имя Аменхопета III, воплощенного бога на земле: «Да живет Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье».

По модели мастера П.П. Геде были вылиты бронзовые светильники и два крылатых льва, которые установили ближе к воде. В конце 19 века крылатые животные исчезли и восстановили их только в 1959 году, когда в литейной мастерской Академии художеств по модели мастера Г.Ф. Цыганкова были отлиты новые скульптуры. Авторами проекта были архитекторы И.Н. Бенуа и А.Е. Поляков. В 2007 году после реконструкции Благовещенского моста и мостовой светильники были заменены. Но в результате, фонарные столбы испортили облик пристани. После обращения петербуржцев исторический вид памятника был восстановлен.

Особенности кожного покрова код

Порода питерболд была получена путём внесения в популяцию сиамоориентальных кошек доминантного гена бесшерстности Hrbd, заимствованного у донских сфинксов.

Кожа голых кошек ведет себя подобно человеческой: потеет, когда жарко и загорает летом под лучами солнца. У «резиновых» сфинксов она очень чувствительна к облучению, пересыханию, механическим повреждениям и нуждается в защите (которой может послужить смазывание детским маслом). В местах трения она приобретает усиленную пигментацию, а при отсутствии солнечного освещения теряет пигмент (солнечный загар зимой исчезает), сохраняя его лишь в мигрирующих «зимних пятнах» и родинках. При беременности и лактации пигментация усиливается.

При отсутствии шёрстного покрова окрас, словно татуировка, проявляется прямо на коже. Однако кожный пигмент дает лишь «тень от цвета», поэтому трудно провести четкие разграничения цветовых вариаций основных и осветлённых окрасов. К примеру, красный тигровый окрас будет выглядеть на полностью раздевшемся взрослом животном так же, как кремовый пятнистый, то есть визуально будет однотонно-розоватым.

Генетический окрас котёнка может определить лишь заводчик, в первые дни жизни, пока ещё сохраняется детская шёрстка (если она вообще есть). У колорпойнтовых животных иногда лишь голубой цвет глаз взрослой кошки выдаёт её принадлежность к акромеланическим окрасам. На выставках проводится экспертиза без учёта типа рисунка, а лишь на базе разделения по окрасам «агути» или «не агути».

У котят сфинксов очень рано открываются глаза, причём это напрямую связано со степенью бесшёрстности котёнка. Если у велюровых и брашевых котят глаза начинают открываться с 3-го по 5-й день жизни, то голорождённые котята сразу рождаются с открытыми глазками. В то время как у всех остальных пород кошек раннее открытие глаз приводит к высыханию глазного яблока и слепоте, у сфинксов глаза с рождения нормально развиты, они жмурятся и моргают, а слёзные железы нормально справляются с увлажнением слизистых оболочек. Однако этот же фактор у подросших сфинксов приводит к повышенному слезоотделению, что особенно заметно в процессе питания: некоторые (особенно «резиновые» голорождённые) сфинксы плачут «крокодильими слезами» в момент кормления.

Также отличительной «сфинксовой» чертой является выделение так называемой кожной смазки (воскообразного красновато-коричневого липкого вещества) и скопление её вокруг когтей и в ушных раковинах (что вызывает порой панику у неопытных ветеринаров). На самом деле это не что иное, как дополнительная защита организма от воздействия окружающей среды. Если сфинкс (особенно светлых окрасов) выглядит несколько чумазым, не следует подвергать его кожу тщательному промыванию водой с кошачьими шампунями, а лучше протереть его тело тряпочкой, смоченной в специальном масле, предназначенном для детей. Как правило, у взрослых животных, сохранивших остаточную оброслость, такие чрезмерные кожные выделения отсутствуют, и хозяин может ограничиться лишь периодической чисткой ушных раковин.

Так же, как на структуру шерсти, ген бесшёрстности действует и на вибриссы: у гетерозиготных кошек они сохранены, но сильно извиты с рождения (что и помогает зачастую определить в первые минуты жизни носителя гена бесшёрстности). У гомозиготных кошек вибриссы либо отсутствуют вообще, либо могут быть сильно истончены и укорочены.

Египетские сфинксы и Аменхотеп III

В древнем Египте львы жили за долиной Нила, были красивы и сильны. Египетские скульпторы вырезали из камня статуи львов и ставили их у храмов и гробниц для защиты от злых сил. Позже вместо головы льва они высекали голову фараона и стали считать,  что сфинкс имеет силу льва и ум человека, ведь фараоны  считались посланниками бога солнца Ра.

Аменхотеп III родился в древней столице Египта Фивы, расположенной в 700 км  к югу от Средиземного моря. Взошел на престол еще совсем мальчиком, когда ему было около 10 лет и правил приблизительно в 1388 – 1351 годы до нашей эры. За время его пребывания у власти было развернуто грандиозное строительство. Построены великолепные храмы и памятники скульптуры, развивалась торговля, а созданные в то время произведения искусства составляют лучшие коллекции музеев мира. На аллее, ведущей к дворцу Аменхотепа III, стояли  сфинксы, охранявшие его от зловещих сил.

В 1820 году при раскопках древней Фивы грек Янис откопал два сфинкса из сиенита, лик которых был портретным изображением фараона Аменхотепа III. На голове у скульптур была двойная корона, олицетворяющая власть над Нижним и Верхним Египтом, а кобра в виде украшения символизировала покровительство и защиту.

Легенды и мифы о сфинксах

Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них.

  • Вот как писал известный искусствовед и критик Сергей Волконский: «Они закрыли глаза, увидев кровавый крест на дверях еврейских жилищ, и раскрыли их только на новом месте, проснулись от холода снежной вьюги, проснулись и увидели над мёрзлой белой рекой золотом блеснувший тот же самый знак Креста. Это в день Крещения, на том берегу, перед Зимним дворцом проходила церемония водосвятия, так называемая «Иордань»… Раскрыли сфинксы глаза и сомкнули их навеки…».
  • Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель. Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге – городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.
  • Рассказывали, что именно из-за сфинксов 8 февраля 1899 года была жестоко разогнана студенческая демонстрация недалеко от пристани на Университетской набережной.
  • Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать – они могут сойти с ума.

Но существуют и добрые мифы:

  • Есть поверье, что если погладить сфинкса, он станет покровителем и будет стеречь Ваше добро.
  • Многие утверждают, что желания, загаданные у пристани рядом с сфинксами, исполняются.

Приобретение сфинксов

После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе – Египетская пирамида, а в Павловске – Египетский вестибюль. После русско-турецкой войны 1828-1829 годов молодой русский офицер Андрей Николаевич Муравьев отправился путешествовать по Сирии и Египту. Один из найденных в Фивах сфинксов привезли на продажу в Александрию. Здесь А.Н. Муравьев увидел эту необычное изваяние и восхищенный этим произведением искусства, отправил письмо российскому послу с предложением купить скульптуры. Эта просьба была переадресована в Петербург Николаю I. После одобрения покупки Советом Академии художеств,  было решено, что приобретение будет целесообразным для России. К этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, но с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.

В конце мая 1832 года ценности весом каждая по 23 тонны с величайшей осторожностью погрузили на итальянское парусное судно «Буэна Сперанца», что означает «Добрая надежда» и из жаркого Египта через год прибыли сфинксы в Санкт-Петербург

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: